История нард — Интересные факты

ИСТОРИЯ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИГРЫ В НАРДЫ

Нарды — древняя восточная игра. Имя изобретателя и родина этой игры неизвестна. Был ли это египтянин, перс, грек или быть может индиец? Никто не знает, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Самая древняя из досок для игры в нарды была обнаружена в Малой Азии и датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Игра нарды уже была популярна среди фараонов — подтверждением тому служит аналог этой игры, найденный в гробнице Тутанхамона.

ОДНА ИЗ ЛЕГЕНД О НАРДАХ

Существует также легенда, согласно которой индейцы послали персам шахматы с целью проверить их сметливость. Они думали, что те не догадаются, как в них играть, однако персидский мудрец Вузург-Михр легко справился с задачей и предложил свою – нарды, которую индусы не могли разгадать 12 лет.
А в 3 тысячелетии до нашей эры нарды имели даже мистическое значение. С помощью нее персидские астрологи предсказывали судьбу. Основано это было на том, что движение фишек по кругу рассматривалось как движение звезд, каждая половина доски – как 12 месяцев в году, а каждая из 4 частей – как времена года.

ЛЕГЕНДА НАРД В ПЕРСИИ

Игра в нарды имеет древнюю историю. В III тысячелетии до н.э. эта игра носила не только спортивный характер, но и символический и даже мистический. Этой игрой увлекались персидские астрологи. Так в Персии верили, что с помощью игры в нарды можно предсказать судьбу владык.
В древности игра в нарды имела много символов: игровое поле — небо, а движение фишек — движение звезд. Символами были и числа: на игровой доске все было кратно 6 и имело связь с времяисчислением: деление доски на 4 части — это времена года, 12 пунктов на каждой стороне доски — это 12 месяцев, 24 пункта — это 24 часа в сутках, 30 шашек — это число лунных и безлунных ночей в месяце. Даже сумма очков на противоположных сторонах кости — 7 тоже была символичной и соответствовала числу известных тогда планет.

КАК РАНЬШЕ НАЗЫВАЛИ НАРДЫ

В разных странах эта игра называлась по-разному. У испанцев — tablero, немцев — bretspiel, греков — diagramismos, итальянцев -tavolareale, французов — trick-track, турок — tavla и backgammon — у англичан. В Месопотамии персы (современный Ирак, Иран и часть Сирии) называли эту игру «Тахте Нард» или «Тахте», что в литературном переводе означает «битву на деревянной доске».Но наиболее древнее имя игры это просто «Таблица» или «Королевская таблица» (Table, RoyalTable). Табула для римлян, Тавли для греков, ТаволаРеале для итальянцев, ТабласРеалес для испанцев и даже Tables для Англичан, которые могли быть в числе тех, кто играл в эту игру.
Все эти игры отличались от современной игры в короткие нарды, поскольку не существовало «Правила Куба», которое было добавлено позже. Вместо фиксированных позиций на доске шашки расставлялись в соответствии с брошенными костями. В некоторых регионах Исландии люди до сих пор используют доску, похожую на римскую, и играют в игру AD ELTA STELPUR, или «Охота за девушкой».
Распространение игры в Западной Европе связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов 12-го века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась Трик-трак (вариант игры в которую играли люди из высшего сословия). Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску.
В эпоху Средневековья в Европе слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды. Интерес к нардам очень возрастал на Среднем Востоке и в средиземноморских странах. На протяжении веков игра стала хорошо известной во всем мире, но она никогда не была столь популярна, как в наше время.
Хотя корни нард уходят на Восток, правила современной игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом. (EdmondHoyle). Название «Backgammon» пришло из английских слов «Back» и
«Game» и связано с тем, что шашка вашего оппонента, будучи побита, возвращается назад.

ИСТОРИЯ НАРД НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Увлекательная игра в нарды быстро стала популярной на Дальнем Востоке, в Китае и Японии. Около 220 года н.э. аравийский вариант табулы спровоцировал в этих странах буквально массовую вспышку игромании и поэтому даже неоднократно запрещался. Интересно, что в каждой стране были свои специфические особенности. Так, в Японии в «сугороку» (в качестве игрового поля — толстенное цельнодеревянное «гобане» без ограждения) играют камнями для Го.

В Китае же игровая доска напоминает детскую кроватку с высокими бортиками, фишки — в виде узкогорлых бутылочек, а игра носит название «шуань-лу». Кстати, такая форма фишек характерна для Индии и Персии. В играх этих стран сохранилось много архаичных чертримскойтабулы.

ИСТОРИЯ НАРД В АЗИИ

Распространение как нард, так и шахмат в арабских странах началось в 12 веке, когда арабы завоевали Иран. Об этом свидетельствует смешанная арабо-персидская терминология, которая характерна и для современных игр в нарды, например: «бар», «шешар», «зар», «куш», «кестум». Интересно, что и слово «азарт» в переводе с арабского («аль-захр») обозначает «игральная кость».

В это же время начинается соперничество двух игр — нард и шахмат. В спорах принимали участие не только любители этих игр, но и ученые-теологи. Так,автор первого арабского учебника по шахматам, Эль-Адли весьма ценил игру в нарды и посвятил этой игре трактат (9 в.). А Мухаммад бен Ахмад Зюкейкер из Дамаска через триста лет написал о превосходстве шахмат над нардами.

Но несмотря на споры ученых, нарды очень быстро покорили мусульманский мир, оттеснив при этом и древнюю манкалу,и новый шатрандж.

ИСТОРИЯ НАРД В ИСПАНИИ

Большую роль для возрождения нард в Европе сыграла Испания. Король Кастилии Альфонсо X Мудрый в 1283 году пригласил ко двору группу арабских, еврейских и христианских писателей, поставив перед ними задачу создать книги по самым важным вопросам того времени. В его восхитительной, богато иллюстрированной книге, посвящённой играм, описано 15 вариантов табулы (она даже вынесена в название – «Libro de acedrex, dados e tablas»). Альфонсо был выдающимся ученым, он считал, что игра состояла из двух элементов –удачи и ума, а у табулы был как раз идеальный баланс. С его подачи нарды и правда сделались «игрой королей».
Церковь всячески осуждала новомодную забаву и не одобряла, что католическая, что протестантская, что англиканская. Священники проклинали игру в своих проповедях, обещали всем её любителям геенну огненную, выпускали обличительные памфлеты и печатали карикатуры на особо злостных игроков.

ИСТОРИЯ НАРД В РОССИИ

В Россию из стран средней Азии пришли – «длинные», а из Европы через Польшу пришли «короткие нарды».
К нардам отношение было очень негативное, поскольку в советское время азартные игры были запрещены, но прижились и стали популярны в закавказских и среднеазиатских республиках , а в европейской части СССР они воспринимались исключительно как атрибут уголовного мира, где играли на деньги.

Памятник игрокам в нарды г. Владикавказ

Памятник игроку в нарды – Ереван

ИСТОРИЯ НАРД В ЕВРОПЕ

Как короли так и обычный народ играл везде и всюду. Когда в начале XVI века кардинал Уолси объявил нарды «дьявольским безумием» и приказал сжечь все доски, но хитрые британские ремесленники тут же наводнили рынок портативными комплектами в фальшивых книжных переплётах.

Но даже сами священники были в этом отношении не без греха, — среди них было немало любителей поиграть в нарды, что провоцировало недовольство, как мирян, так и других священников, и часто это переходило в настоящие побоища.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ ИГРЫ

В 1611 году в Англо-Французском словаре Котгрэйва впервые появилось название «backgammon» («обратная игра»), вероятно, восходит к обычаю прятать нарды на обороте шашечных досок. Вторая версия посылается на правила возврата срубленных фишек к началу пути, а третья отсылает к галльскому «baec gammum» или валлийскому «bach gamen» («маленькая битва»).

Другие названия либо происходят от латинского «табула» («tables», «тавли», «тафл», «таблеро», «тавола»), либо звукоподражательные («тик-так», «триктрак»), либо диктуются правилами («кузнечик», «змей», «6-1» «дублет», «ace-dice»), а то и местным фольклором («жакет», «бешеный гюльбар», «погоня за девушкой»). Игра стала непременным атрибутом трактиров и кордегардий и принадлежностью долгих походов.

ИСТОРИЯ НАРД В ИСЛАНДИИ

Ещё более загадочен исландский вариант игры под названием «Ad Elta Stelpur» («Погоня за девушкой») – она похожа с нардами только доской, да и та смахивает на древнеримскую.
Финиша как такового у «табулы викингов» нет, доска замкнута, фишки делятся на «убегающих» и «догоняющих» и после нескольких кругов меняются ролями, а будучи срубленными, удаляются с доски навсегда. Последняя фишка, оставшись в одиночестве, обретает новые возможности и начинает метаться на доске из угла в угол как берсерк, срубая всех на своём пути («Вот так девушка!», — помнится, подумал я).

Так что исландские «нарды» – это довольно странный гибрид древнеримской табулы, европейского триктрака и ещё одной красивой старинной игры «Мельница» (Morris).

ИСТОРИЯ ИРЛАНДСКИХ НАРД

Ирландские нарды («Irish backgammon») –серьёзная и сильная игра с удвоением и сложной системой подсчёта очков.
В 1674 г. Чарльз Коттон в своей книге «Заядлый игрок» написал о них так: «Неординарная игра, требующая значительного опыта, особенно при попытках отыграться. Её нельзя изучить, не прибегая к наблюдениям и практике».
В Ирландии есть поговорка: «Пока у ирландца голова на плечах, он жив» («An Irish man is never dead till his head be cut off») тоже относится к этой игре, подразумевая, что рано говорить о поражении, пока игрок не «вывел с головы» свою последнюю фишку.
Многие даже считают, что ирландские нарды появились раньше арабских.

ИГРА В НАРДЫ — АЗАРТ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТ?

Древняя игра в нарды становится все популярнее, так как давно перешла из разряда азартных игр в интеллектуальную. Многие любители интеллектуальных игр открыли для себя красоту и гармонию нард. Поэтому неудивительно, что во многих странах мира ежегодно проводится тысячи больших и малых турниров, а знаменитый Монте-Карло с 1967 года стал столицей проведения Чемпионата Мира по международным нардам (backgammon).
Турнир по нардам можно провести и в офисе, и дома. Для этого достаточно иметь: игральные доски (чаще всего обшита изнутри сукном, чтобы кости не гремели при ударе о доску), игральные кости (каждому игроку свой комплект), кожаный стаканчик (чтобы мешать кости); обычно к такому набору прилагается еще и куб давэ — все это можно сложить в «домашний чемоданчик».
Игра в нарды еще популярна и потому. что существует свыше сотни игровых систем на доске с 24 полями. И поэтому логично, что на предложение: «Сыграем в нарды?!» может последовать вопрос: «А в какие именно?» Кроме того, у многих народов и даже социальных групп (моряков, военных) есть свой сленг и свои правила игры.

ИСТОРИЯ КУБА УДВОЕНИЯ – «ДАВЕ»

Англичанин Эдмунд Хойл ещё в 1743 году составил свод правил современных нард, а в 1931 году в Соединенных Штатах появилось правило удвоения ставки (давэ), позже ставшее международным. Любители спортивных нард подчёркивают огромную важность этого нововведения: очень жёсткий инструмент психологического давления, принуждающий соперника к сдаче, хотя куб давэ никак не влияет на алгоритм игры.

КУБ УДВОЕНИЯ!

Современный вариант игры в нарды появился в XVIII веке, а куб удвоения стал неотъемлемой частью игры только через 200 лет — в 20-х годах XX века. Автор дополнения правил игры кубом удвоения доподлинно не известен. Одним из тех, кто стоял у истоков этого события был великий русский князь Дмитрий Павлович Романов, живший в то время в Америке.
В начале каждой партии цена игры равна одному очку. Куб удвоения находится в центре и его верхняя сторона показывает 64. Это означает, что удвоений еще не было. В процессе игры, игрок, который почувствует, что у него большое преимущество в игре, может повернуть куб удвоения так, чтобы верхняя сторона куба показывала число 2, тем самым удваивая цену игры. Это разрешается делать во время любого хода, но до броска костей. Если игрок, которому предложили удвоение, пасует, то партия сразу заканчивается и предложивший удвоение выигрывает одно очко. При принятии удвоения игра продолжается с ценой игры равной двум. Игрок, который принял удвоение, устанавливает куб на своей стороне доски и теперь только он может повысить цену игры до 4. Теоретически увеличивать цену игры игроки могут сколько угодно раз, по очереди показывая значения 2, 4, 8, 16, 32, 64 и т.д., но на практике значение куба редко достигает больших величин.
Если в процессе партии цена игры достигла двух очков и игрок выиграл марсом, то он выигрывает 4 очка, а не обычные 2. Если цена игры достигла 4 очков, тогда победитель марсом получает за партию 8 очков.
В матчах используется правило Кроуфорда, которое запрещает использование куба удвоения в той единственной партии, когда лидеру в первый раз остается набрать до выигрыша матча одно очко. Все остальные партии матча (кроме решающей партии, сокращенно РП) играются с кубом удвоения.
В партиях на денежную ставку часто применяется правило Якоби. Оно гласит, что если куб удвоения не использовался, то при выигрыше марсом или коксом победитель получает как за простую победу только одно очко. Это правило стимулирует владеющего значительным преимуществом идти на некоторый риск и удваивать цену игры, чтобы выиграть больше очков. С другой стороны, игрок, которому не повезло в партии, гарантированно не проиграет более одного очка, если, конечно, не примет куб. Вместе с правилом Якоби часто применяют правила: Бивер (мгновенное ответное удвоение) и Ракун (еще один круг удвоения).
Использование куба удвоения несколько снизило степень удачи в партиях, то есть чаще стали выигрывать более умелые игроки. Ведь теперь им не обязательно получать позиции со 100% вероятностью успеха. Достаточно превысить планку в 75%.
Пример
В позиции, с вероятностью победы в партии равной примерно 75%, лидер удваивает. Отстающему необходимо иметь не менее 25%, чтобы принять удвоение. Теоретически он выиграет одну удвоенную партию из четырех и счет будет 2-6 (разница -4 очка). Если отстающий не примет удвоение, то счет четырех партий будет 0-4. Получается одинаковая разница -4 очка. Поэтому, в игре на ставку, имея минимум 25% на успех, принятие удвоения теоретически не увеличит потери в очках по сравнению с отказом от принятия (практически, конечно, может быть и не так).
После добавления куба удвоения стали проводится углубленные исследования игры, то есть стал применяться научный подход. В результате появились:
Несколько методов быстрого подсчета шагов в очной игре (в заочной — подсчет шагов осуществляется автоматически), так как часто для принятия решения по кубу необходимо знать точную разницу шагов.
Формула эффективного подсчета шагов, основанная на простом подсчете шагов, но учитывающая распределение фишек по пунктам.
Несколько формул гонки для бесконтактных позиций.
Несколько таблиц вероятностей победы при различном счете в матче, составленных экспертами.
Следует отметить, что еще не все секреты игры кубом удвоения открыты (например, игра кубом в блице и в обратной игре), поэтому исследования продолжаются.

А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО КАЖДАЯ КОМБИНАЦИЯ, ВЫПАВШАЯ НА ЗАРАХ ИМЕЕТ СВОЕ НАЗВАНИЕ?

Во многих настольных играх есть названия для комбинаций. Яркий тому пример название в нардах (названия цифр, выпавших на игровых костях). Происходят они с родины игры – из Персии, поэтому и сами названия обычно произносятся на персидском языке, ниже приведены 2 варианта:
1:1 — еган или яган
2:1 — ду_ег
3:1 — ся_ег
4:1 — чахар_ег или чари-як
5:1 — пяндж_ег или пянджи-як
6:1 — шеш_ег или шеш-як
2:2 – ду-бара
3:2 — ся_ду или сэ бай ду
4:2 — чахар_ду или чари-ду
5:2 — пяндж_ду или пянджи-ду
6:2 — шеш_ду или шеш-ду
3:3 — ся_ляр (джут_ся) или ду-сэ
4:3 — чахар_ся или чари-сэ
5:3 — пяндж_ся или пянджи-сэ
6:3 — шеш_ся или шеш-сэ
4:4 — чахар_ляр
5:4 — пяндж_чахар или пянджи-чар
6:4 — шеш_чахар или шеш-чар
5:5 — пяндж_гоша (джут_беш)
6:5 — шеш_беш
6:6 — шеш_гоша
Говоря проще, можно запомнить цифры
1: ег или як, 2: ду, 3: ся или сэ, 4: чахар или чар, 5: пяндж или пянджи, 6: шеш, даблы и 6:5 надо запомнить отдельно.

А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО ИГРАТЬ В НАРДЫ МОЖНО НЕ ТОЛЬКО ВДВОЕМ?

В нардах существую доски для любителей сыграть втроём, вчетвером и даже всемером, но они большие и не всегда удобны, и каждая партия длится не один час.

УДИВИТЕЛЬНАЯ НАХОДКА

XVII века, парусный флагман шведского флота «Ваза», знаменитый тем, что затонул в первом же плавании, был снаряжен всем необходимым даже игральной доской (вот как она хорошо сохранилась).

НАРДЫ В СКАНДИНАВСКИХ ШКОЛАХ

Сегодня нарды любят во всем мире. Так, в скандинавских странах эта игра вошла в школьную программу. И, когда школьники Дании и Швеции утром идут в школу, в их руках можно увидеть доски для игры в нарды.

УЛОВКИ АФЕРИСТОВ

Суть зарядки состоит в следующем – внутри зара делают две камеры: одна в центре, другая в углу стороны, которую необходимо утяжелить (ртуть). Две эти камеры соединены тонким переходом. Ртуть находится в центральной камере, но, когда надо выбросить шестерку, аферист берет зар, ставит его шестеркой вверх и держит некоторое время, чтобы ртуть перетекла во вторую камеру. После того, как она перетекла, можно бросать.

СПОСОБ МОШЕННИЧЕСТВА — НЕРОВНЫЕ ЗАРЫ

Следующая зарядка заров – неровная сторона зариков в сторону выпуклости или вогнутости. Если сторона выпуклая (левый рисунок), то зар будет меньше падать на такую сторону, а будет чаще падать на любую другую.
Если же сторона вогнутая (правый рисунок), то зар будет стремиться упасть на нее со значением вверху, находящемся напротив выпуклой стороны.

ЗАРЫ АФЕРИСТОВ

Эти зарики не дают 100% выброс одного числа, но с большим процентом вероятности выдают какое — то значение, например — 4. Вы играете как обычно, а аферист кроет четверки и выстраивает четверочный проход для себя, зная, что четверок будет больше чем обычно.

Рис. а – обрезка углов зариков под разным углом. Один угол под 60º, а остальные под углом 45º.
Рис. b– выступ одного края кубика на одном ребре.
Рис. с – разные края зариков – одни более круглые, другие менее круглые.
Рис. d – один край как пила. Этот край как бы «зацепляется» и тормозит зарик при кручении на доске.

КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОИГРЫВАТЬ КРАСИВО?

Нарды интеллектуальная, но и очень азартная игра, а где азарт — там бушуют эмоции. Игрок нервничает, разбрасывает зары, бьёт по доске и при этом теряет самоконтроль, а это влечет за собой проигрыш. Мало того, азартный игрок начинает увеличивать ставки в надежде отыграться. А если не поддаваться эмоциям, то даже, казалось бы, в проигрышной ситуации при максимально объективной игре можно рассчитывать на успех. А Вы поддаетесь эмоциям в игре? Игра предполагает и победы, и проигрыши. Как научиться проигрывать красиво?

ИГРА В НАРДЫ — ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Родители малышей ищут разнообразные формы и методы интеллектуального развития детей. Игра — самая любимая форма занятий для ребенка. Настольные игры, пришедшие к нам с Востока, наиболее эффективно развивают мышление детей.
Родители, воспитатели часто задумываются над вопросом: с какого возраста учить детей игре в шашки, шахматы, нарды. Шашки — простая игра, развивающая мышление, правила шахмат развивают логическое и стратегическое мышление, а вот нарды помогают развивают и психологическую зрелость.
Когда же лучше начинать обучать детей в нарды? Специалисты советуют возраст 7 — 12 лет. Именном в этом периоде развития ребенка, наряду с усовершенствованием математических навыков дети начинают понимать жизненные явления, появляется философское отношение к жизни. Играя в нарды, ребенок может увидеть насколько переменчиво везение, научит правильно реагировать на удачи и поражения.
Учить детей игре в нарды можно в несколько этапов — от простого к сложному: сначала применяются простые навыки счета, а затем просчитываются уже альтернативные ходы и ведется статистика. Все эти навыки постепенно формируют единое многоуровневое мышление и способствуют развитию интеллекта у детей, развивают их логику.
Таким образом, можно смело утверждать, что настольная игра в нарды — это своеобразный умственный тренажер, который развивает интеллект ребенка.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля